Войти
International Society for Engineering Pedagogy
Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik
Международное общество по инженерной педагогике
Наш телефон: 8 (499) 155-08-29
Адрес: 125319 Москва, Ленинградский проспект, 64, МАДИ
E-mail: rmc@igip.madi.ru

Критерии аккредитации IGIP инженерно-педагогического образования

Приняты Международным мониторинговым комитетом IGIP 11 сентября 2005 г.
Утверждены Правлением IGIP 11 сентября 2005 г.

1. Введение
Квалификационный профиль инженера-педагога базируется на двух основаниях:

  • квалификация инженера, приобретенная по окончании учебного заведения, имеющего лицензию и/или аккредитацию;
  • инженерно-педагогическая квалификация, приобретенная в ходе последующей, охватывающей широкий спектр дисциплин инженерно-педагогической подготовки.

Инженерно-педагогическое образование осуществляется, как правило, в виде самостоятельного обучения после окончания технического университета. Однако оно может быть также интегрировано в инженерное обучение.
Инженерно-педагогическое обучение может быть аккредитовано IGIP. Для этого оно должно удовлетворять сформулированным IGIP критериям аккредитации.
2. Цели аккредитации IGIP
Целями аккредитации IGIP являются:

  • подтверждение того, что выпускники аккредитованных инженерно-педагогических учебных курсов имеют хорошие теоретические знания в области инженерно-педагогических дисциплин и удовлетворяют критериям, согласно которым могут быть зарегистрированы в IGIP в качестве международного инженера-педагога – ING-PAED IGIP;
  • содействие обеспечению, повышению качества и модернизации инженерно-педагогического обучения;
  • представление высококачественных инженерно-педагогических учебных центров общественности.

Аккредитация является добровольным процессом, о ней должен ходатайствовать перед IGIP соответствующий национальный мониторинговый комитет IGIP.
3. Критерии аккредитации IGIP
Соответственно представленному в приложении II описанию процесса инженерно-педагогического образования IGIP определяет следующие критерии аккредитации:

  • организация учебного процесса;
  • исходные знания слушателей;
  • компетенции/способности выпускников;
  • инженерно-педагогический куррикулум (учебный план);
  • доценты и профессора;
  • организационные ресурсы;
  • контроль качества и обратная связь.

Отдельным критериям аккредитации соответствуют следующие минимальные стандарты.
3.1. Критерий аккредитации a) – организация учебного процесса
Основные структуры различных систем обучения представлены в приложении I . В зависимости от структур, существующих в национальных системах образования, инженерно-педагогическое образование может выступать в следующих организационных формах:

  • самостоятельное инженерно-педагогическое обучение после окончания инженерного образования;
  • интегрированное инженерно-педагогическое обучение.

3.1.1. Самостоятельное инженерно-педагогическое обучение
Инженерно-педагогическое образование в качестве самостоятельного обучения может выступать в следующих формах (см.приложение I ):

  • обучение по основной программе с получением свидетельства об окончании;
  • обучение по основной программе с присвоением уровня по системе SCD (второй уровень, например, магистра).

Для аккредитации IGIP должно быть выполнено следующее требование: образовательное учреждение должно показать, как инженерно-педагогическое образование включено в национальную систему образования, и подтвердить, что оно имеет соответствующее признание.
3.1.2. Интегрированное инженерно-педагогическое обучение
Речь идет об интеграции инженерно-педагогического образования в учебный процесс подготовки инженера. Для аккредитации IGIP должны быть выполнены следующие требования:

  • законченное соответствующее инженерное образование должно быть на уровне SCD (см. приложение I ). Речь идет, в частности, о последовательных или перекрещивающихся инженерных программах, построенных в соответствии с уровнями SCD (например, магистр в области инжиниринга, магистр в области научных исследований и др.), а также долгосрочных учебных программ по уровням SCD (например, дипломированный инженер университета);
  • при интеграции в долгосрочную учебную программу инженерно-педагогическое образование дается во второй части инженерной подготовки (т.е. на старших курсах);
  • при успешном окончании инженерно-педагогической части обучения должен выдаваться отдельный сертификат (например, сертификат об окончании инженерно-педагогического образования);
  • учебное заведение должно подтвердить, что выданный сертификат об инженерно-педагогическом образовании имеет соответствующее признание.

3.2. Критерий аккредитации б) – исходные знания начинающих слушателей
Успех учебного процесса зависит в первую очередь от качества подготовки обучающихся и степени включенности их в учебный процесс. При этом особенно важно учесть уже имеющиеся у них умения и навыки.
IGIP определяет следующие минимальные стандарты начальных умений слушателей.
3.2.1. При самостоятельном инженерно-педагогическом обучении
Этим видом обучения могут быть охвачены лица, имеющие законченное инженерное образование в одном из национальных лицензированных и/или прошедших аккредитацию инженерных вузов, хотя бы на минимальном уровне SCD (например, FCD, см. приложение I) или на уровне дипломированного инженера, дипломированного инженера (FH), бакалавра в области инжиниринга, бакалавры в области научных исследований (по одной из инженерно-научных дисциплин) и др. А также лица, имеющие высокую техническую профессиональную компетенцию, достигаемую, как правило, в результате профессионального опыта.
3.2.2. При интегрированном инженерно-педагогическом обучении
Зачисление на последовательное или перекрестное инженерное обучение с окончанием на уровне SCD (например, обучение по программе магистра) осуществляется при наличии у слушателя свидетельства об окончании национального лицензированного и/или аккредитованного инженерного вуза, по крайней мере, на уровне FCD.
При зачислении на обучение по длительной инженерно-научной программе у слушателя как минимум должно быть свидетельство об успешном окончании базового образования (например, преддиплом, полученный при обучении в университете по программе дипломированного инженера).
Во всех случаях учебные программы должны соответствовать требованиям FEANI (см. www.feani.org).
3.3. Критерий аккредитации в) – компетенции/способности выпускников
IGIP ожидает, что заканчивающие инженерно-педагогическое обучение будут обладать наряду с высокой технической профессиональной компетенцией глубокой инженерно-педагогической компетенцией.
В рамках инженерно-педагогической компетенции должны быть приобретены, в частности, следующие компетенции:

  • педагогическая, социальная, психологическая и нормативно-этическая компетенции;
  • профессионально-дидактические компетенции;
  • компетенции в области контроля;
  • организационные (менеджмент) компетенции;
  • саморефлексия и компетенции контроля;
  • компетенции в области общения и командной работы (с коллегами равного статуса).

Подробное представление об инженерно- педагогических компетенциях представлено в приложении III .
3.4. Критерий аккредитации г) – инженерно-педагогический куррикулум
Инженерно-педагогический куррикулум (учебный план) является центральной составной частью инженерно-педагогического образования. Учебное заведение, чтобы заниматься инженерно-педагогической деятельностью, должно представить следующую документацию:

  • cписок (табл.) модулей куррикулума с указанием кредитных единиц ECTS (ECTS CP) и часов аудиторной работы (1 ECTS CP соответствует 30 ч учебной деятельности, из которых 12 ч приходится на работу в аудитории);
  • подробный учебный план с описанием содержания и учебных целей отдельных учебных модулей и всего учебного процесса в соответствии с установленными компетенциями/способностями, достигаемыми в процессе обучения;
  • минимальный стандарт учебной нагрузки и аудиторных занятий в течение всей инженерно-педагогической подготовки (20 ECTS CP соответствуют 600 ч учебной нагрузки, из них 240 ч составляет аудиторная работа);
  • минимальный стандарт для модулей инженерно-педагогического куррикулума. Подробное описание организации регулярного контроля за достижением обучающимися учебных целей отдельных модулей и оценки этих достижений;
  • обучение заканчивается заключительным экзаменом перед комиссией, состоящей минимум из 3 членов. Во время экзамена кандидаты должны доказать, что они приобрели компетенции инженера-педагога;
  • заключительный экзамен состоит в обсуждении со слушателем его портфолио;
  • портфолио содержит подтверждения доцентов об окончании обучающимися соответствующих модулей, в письменном виде планы и отчеты о проведении учебных занятий с видеоизображениями, задание на анализ, а также решение по крайней мере одной дидактической ситуации;
  • результат экзамена оценивается как «зачтено» или «незачтено».
  • высокая квалификация, подтвержденная окончанием высшего учебного заведения по крайней мере на уровне SCD (например, диплом университета, магистра и др.);
  • доценты, задействованные в инженерно-педагогических модулях, должны быть зарегистрированы как ING-PAED IGIP.
  • наличие соответствующих аудиторий для проведения учебных занятий, тренинга и практики;
  • наличие достаточного современного оборудования в лекционных аудиториях и аудиториях для семинарских и практических занятий (персональные компьютеры, проекторы, доступ в Интернет, средства видеозаписи и видеовоспроизведения и др.);
  • наличие обученного вспомогательного персонала, особенно для проведения инженерно-педагогической практики;
  • соответствующее снабжение студентов учебными материалами;
  • письменное подтверждение руководства учебного заведения относительно того, что учебный процесс рассчитан на длительное время и что он обеспечен соответствующим долгосрочным финансированием.
  • проводится контроль достигнутых студентами учебных целей по каждому модулю и по всему учебному процессу;
  • существует файл с адресами выпускников и с ними поддерживается контакт после обучения;
  • проводится опрос выпускников о полезности инженерно-педагогического образования для их профессиональной деятельности;
  • регулярно проводится опрос работодателей выпускников о практическом, с их точки зрения, значении инженерно-педагогического образования;
  • проводится анализ образовательной деятельности учебного заведения с целью совершенствования процесса обучения.

Таблица
Модули куррикулума «INGPAED  IGIP»

Наименование модуля Минимум CP
Базовые модули 7
M1 Инженерное образование в теории 2
М2 Инженерное образование на практике 3
M3 Дидактика лабораторных работ 2
Теоретические модули 5
M4 Разделы психологии 2
М5 Разделы социологии 1
М6 Инженерная этика 1
М7 Межкультурные компетенции 1
Практические модули 5
М8 Навыки презентации (в том числе риторика) и делового общения 2
М9 Создание научных текстов 1
М10 Работа с проектами 1
М11 Компьютерные технологии в инженерном образовании 1
Элективные модули (выбрать 3 из 8) 3
Э1 Оценка студенческой работы 1
Э2 Менеджмент качества 1
Э3 Составление портфолио достижений 1
Э4 Развитие творческого мышления 1
Э5 Наставничество в образовании 1
Э6 Работа в команде 1
Э7 Преподавание предмета на английском языке 1
Э8 Компьютерная грамотность 1
Всего 20

 

Примечания: РМ – обязательные модули; WРМ – обязательные модули по выбору; FСР – кредитные единицы, набираемые по выбору.
Условия: 1) куррикулум должен включать в себя все обязательные модули (РМ1-РМ6) и один факультативный модуль (WРМ1 или WРМ2), (всего 18 СР); 2) набираемые по выбору кредитные единицы (FСР) могут быть по усмотрению учебного заведения использованы для усиления отдельных обязательных модулей (например, РМ2 и РМ5) и/или для включения в куррикулум еще одного обязательного модуля или еще одного самостоятельно предложенного факультативного модуля (WМ); 3) при необходимости обязательные модули РМ3 и РМ4 могут быть разделены каждый на два модуля. В этом случае контролю подлежит каждая часть отдельно.

Полностью куррикулум IGIP представлен в приложении IV .
Если учебное заведение, осуществляющее инженерно-педагогическое обучение, предложит инженерно-педагогический куррикулум, отличающийся по содержанию, структурно и/или методически от куррикулума IGIP, то оно должно обосновать, каким образом оно собирается обеспечить требуемые инженерно-педагогические компетенции.
3.5. Критерий аккредитации д) – доценты и профессора
Доценты и профессора, работающие по инженерно-педагогической программе, должны отвечать следующим критериям:

Рекомендуется наличие ученой степени доктора по инженерной педагогике.
3.6. Критерий аккредитации е) – организационные ресурсы
Учебное заведение должно подтвердить, что располагает необходимыми для организации инженерно-педагогического обучения ресурсами. К минимальному стандарту относятся:

3.7. Критерий аккредитации ж) – контроль качества и обратная связь
Учебное заведение должно доказать, что им определены и будут исполняться эффективные меры по контролю за качеством учебного процесса. В частности, нужно подтвердить, что:

4. Обращение с просьбой об аккредитации
Инженерно-педагогическое учебное заведение направляет заявление с просьбой об его аккредитации в NMC (национальный мониторинговый комитет) IGIP своей страны.
Список национальных мониторинговых комитетов IGIP и бланки заявления размещены на информационном портале IGIP www.igip.org.